27 июля 2017 г.

Обзор катушки Shimano 09 Rarenium CI4 FA (2009)


Shimano Rarenium CI4

Безынерционные катушки «Rarenium CI4», представленные «Shimano» в начале 2009 года, интересны с разных точек зрения. Прежде всего, это первая более-менее полная (от 1000-го до 6000-го размера) серия катушек с корпусом и ротором из нового углепластика CI4. Первой ласточкой была «Sephia CI4», но та представлена только одним размером (C3000S) и задумана как максимально облегченная модель кальмаровой направленности. 

У «Рарениума» же четыре размера, на которые приходится семь модификаций:
1) «1000S» (170 г, шпуля 39 мм), «C2000S» (175 г, шпуля 41 мм);
2) «2500S» (200 г, шпуля 46 мм, мелкая), «C3000» (195 г, шпуля 46 мм, глубокая);
3) «4000» (260 г, 51 мм);
4) «5000» (315 г, 53 мм), «6000» (то же самое, но глубже шпуля).


Как «Sephia CI4», так и «Rarenium CI4» созданы на базе весьма удачной недорогой катушки «Nasci» (другие родственники «Nasci» — «Elf», «Technium FB», «Stradic CI4»), с той же геометрией корпуса и ротора, но с использованием некоторых более легких и (или) дорогих деталей. «Рарениум» чуть потяжелее «Сефии», зато рассчитан на более серьезные нагрузки; если «Сефия» — узкоспециализированный инструмент для легкой рыбалки, то «Рарениум» больше подходит на роль универсальной катушки для легкого и среднего спиннинга, хотя и не рассчитан на экстремальные ситуации. 

В определенном смысле «Рарениум» можно рассматривать как «Анти-Лювиас». Дайвовская серия «Luvias» второго поколения (2007 год) — это восемь катушек (от 1003-ей до 3000-ой) с корпусом и ротором из легкого углепластикового материала «зайон». И «Лювиас» 2007 года, и «Рарениум» относятся к верхним сегментам среднего класса, имеют сопоставимые каталожные цены (30 500 — 33 700 иен для первого и 26 000 — 32 500 иен для второго), а явное превосходство одной серии над другой отсутствует: что-то лучше тут, что-то — там.


Для большей наглядности обзора мы будем сравнивать «Рарениум» c углепластиковой «Сефией» (единственный размер — 3000-й), которая является на данный момент его ближайшей родственницей (для краткости далее по тексту — просто «Сефия»). Обзор модели «Sephia CI4 C3000S» так же представлен у нас на сайте. «Rarenium C3000» выпускается с глубокой шпулей, а в исполнении S в этом же размере идет катушка «Rarenium CI4 2500».



Корпус

Корпус (1) катушки и крышка с лапкой (2) изготовлены из особо прочного и легкого углепластикового материала CI4 (это сокращение от «Carbon Interfusion 4»), по форме и материалу они идентичны таковым у «Сефии», за исключением лакового покрытия. Вообще, геометрия корпуса одинакова для всех «Nasci & Co.».

Слева снизу на крышке находится отверстие для экстренной смазки механизма, дающее доступ к главной передаче; оно закрыто завинчивающейся пластмассовой пробкой, без уплотнителя (3).

Задняя часть корпуса прикрыта крышечкой из металлизированной пластмассы, под которой находится один из трех винтов, соединяющих крышку с корпусом.

Главная передача в «Рарениуме» не такая, как в «Сефии», где стоит «спортивная» черная пара, в которой обе шестерни — из дюралюминия со специальным черным покрытием. У «Рарениума» мы видим похожее колесо (4), изготовленное из дюралюминия методом холодной штамповки (CF) и имеющее черное защитное покрытие, с тем же внешним диаметром (27,2 мм) и той же геометрией тридцати зубьев, но вал его, в который ввинчивается ручка, здесь выполнен с использованием элементов из нержавеющей стали. Это решение более надежно, рассчитано на более серьезные нагрузки.

Шестерня (5) нарезная, из желтого сплава, шестизаходная, наружный диаметр — 9 мм. Передаточное число — 5. Кратное и четное число зубьев, вызывающее определенные сомнения, типично для 2500/3000-го симановского размера.




Подобные пары хорошо известны по некоторым другим недешевым моделям «Shimano» (например, «Aspire FA»). Они обеспечивают легкий и плавный ход катушки и имеют довольно большой ресурс при аккуратном использовании, но могут быть быстро «убиты» тяжелыми, упористыми приманками и вообще большими нагрузками, когда рыболов прилежно «нажимает» на ручку (выполнение элементов проводки катушкой, а не удилищем; «выкручивание» рыбы и т.п.). Таким образом, «Рарениум» можно нагружать сильнее, чем «Сефию», но слишком увлекаться не стоит.

Вал колеса опирается с обеих сторон на закрытые шарикоподшипники (в «Рарениуме» используются так называемые шарикоподшипники «S A-RB»), слева — 7х13х4, справа — 7х11х3 (6). Вал шестерни — спереди на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади на пластмассовую втулку (7).


От ведомой шестерни главной пары через пластмассовую паразитку (8) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт») механизма подачи шпули. Как и у «Сефии», «винт» (9) выполнен из алюминиевого сплава, имеет прочное серо-зеленое защитное покрытие.


Каретка (10) с бегунком, опирающаяся на две направляющие в виде стержней (11), передает движение на шток (12). Направляющие и шток изготовлены из алюминиевого сплава, шток имеет такое же оксидное покрытие, как и «винт». Длина штока 88 мм, диаметр — 4,5 мм, на конце его нарезана стандартная симановская мелкомодульная резьба. Для сокращения потерь на трение уменьшена площадь соприкосновения штока с внутренней поверхностью вала шестерни (принцип «Floating Shaft», то есть «плавающий шток»). Тут никаких отличий от «Сефии» тоже нет.

Механизм подачи шпули обеспечивает крестообразную намотку лески («Aero Wrap»). Шпуля перемещается с одинаковой скоростью в обе стороны, на один полный цикл приходится восемь с небольшим оборотов ротора. Ход шпули — 14,5 мм (у катушек размера «1000/2000» — 12 мм, «4000» — 17 мм, «5000/6000» — 18,5 мм).

Стопор обратного хода выполнен на основе классической симановской обгонной муфты в форме диска (13), У нее пластмассовый корпус и короткие подпружиненные ролики. Миллионы таких муфт работают в катушках по всему земному шару.


Выключатель стопора (14) стандартный, маленький, расположен на корпусе снизу, вплотную к ротору. С одной стороны, пользоваться им не очень удобно, с другой — он не мешает, не цепляется ни за что и вряд ли может отломиться при ударе, как бывает с выключателями, находящимися на задней части корпуса. Это все пока повторяет «Наски», «Сефию».

А вот механизм защиты от самосброса интересен. У «Рарениума» мы видим новое решение, которое стало применяться только в этом сезоне — в ближайшее время мы встретим его и у других новых катушек. Новое кольцо (15) — своего рода гибрид двух предыдущих — мягкого гладкого, по которому скользил толкатель, и жесткого, за выступы которого толкатель заходил и которое вращалось вместе с ротором. Теперь кольцо выполнено из довольно мягкой пластмассы, но имеет выступы. Когда вы открываете дужку, толкатель попадает в промежуток между выступами и двигает кольцо при вращении ротора; трение кольца о корпус и создает эффект торможения. Насколько новое кольцо долговечно (мягкие кольца старого образца имели свойство разлагаться через несколько лет) и восприимчиво к грязи, пока сказать трудно…


Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на клинообразный выступ корпуса (16). У моделей большего размера («4000» и «5000/6000») используется отдельный клин, который привинчивается к корпусу и в случае износа может быть заменен.




Ротор

Ротор (17) идентичен таковому от «Сефии» — это стандартный ротор старого типа, который постепенно вытесняется новой, более тяжелой и неуклюжей конструкцией, но продолжает использоваться в некоторых выходящих сейчас моделях.


Пожалуй, это самый удачный массовый (то есть, если не брать в расчет «стеллы») симановский ротор за все время существования марки. Все отличие от обычного его исполнения заключается в материале — у «Сефии» и «Рарениума» он сделан из углепластика и весит (для размера «2500/3000») всего 19 г нетто (примерно на 5 г меньше, чем такой же ротор из обычной пластмассы) и 43 г брутто. Снижение массы ротора, даже на десяток процентов, улучшает его динамику, повышает чувствительность катушки.
Механизм сброса дужки стандартен, идентичен механизму других катушек семейства «Наски» того же размера. Толкатель (18) и пружина (19) стальные, подпружиненный фиксатор дужки — пластмассовый (20). Современная, долговечная конструкция.


Дужка (21) лесоукладывателя прочная, надежная, выполнена в виде цельного элемента из нержавеющей стали (так называемая «дужка SR»). На сегодняшний день с технической точки зрения это, по всей видимости, лучшая в мире конструкция. При открытии дужки раздается характерный щелчок фиксатора. Особый выступ (22) на рычаге («S-Arm Cam») должен помогать направлять леску на ролик и препятствовать образованию петель.




Ролик (23) лесоукладывателя имеет узкую канавку для лески, выполнен из желтого сплава; внешний диаметр — около 9 мм; на внешнюю поверхность нанесено жесткое нитридное покрытие. В узел ролика установлен шарикоподшипник 4х7х2,5.


Вся дужка вместе с рычагами и роликом идентична таковой у «Сефии».


Шпуля

Шпуля (24) выполнена из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением (холодной штамповки) с последующей выборкой лишнего металла и анодированием.


Юбка тонкая, с двумя рядами круглых отверстий, внутри имеются ребра жесткости (25).


Масса шпули с тормозным пакетом — 38 г, это немного, так что она вполне заслуживает наименования «Light Spool» («райто супуру»), данного ей производителем. Мелкая шпуля «Сефии» устроена иначе, там другая конструкция тормоза, весит же она почти столько же — 36 г.

В соответствии с концепцией AR-C, шпуля имеет конический передний бортик, главное преимущество которого в том, что при определенных обстоятельствах он перехватывает и направляет в проем шпули витки лески, которые без него проскочили бы мимо. Насадной бортик, как и у «Сефии», здесь отсутствует, золотистое анодирование не может защитить край бортика от повреждений при контакте с жесткими поверхностями, которого по этой причине следует всячески избегать.

Внешний диаметр переднего бортика — 46 мм, но концепция AR-C предполагает, что леска наматывается лишь до начала конической части, поэтому рабочий диаметр при полной штатной намотке получается значительно меньше.

Ширина проема шпули составляет около 16 мм при ходе шпули 14,5 мм. С этим все нормально.

На юбке имеется пластмассовый зажим для лески, с пластмассовой же подкладкой.

Тормозной пакт состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой (26), диаметром 21 мм.


Значения силы торможения, приводимые производителем, — 3,5 кг/10 кг (рабочая/максимальная), такие же цифры указаны и для «Сефии». У модификации «Rarenium CI4 2500S» с мелкой шпулей и пакетом из одного металлического диска и одной прокладки, соответствующие значения составляют 2,5 кг/5 кг. Эти характеристики тормоза, которые некоторые рыболовы ошибочно принимают за показатели мощности катушки, на самом деле лишь описывают силу, прижимающую шпулю к штоку, и относятся именно к шпуле, а не к остальному механизму катушки. Судить по ним о максимально допустимых на катушку нагрузках можно лишь косвенно, да и то не всегда.

Регулировочная гайка (27) тормоза — стандартная, с защитной манжетой, точно такая же, как у «Сефии» и многих других катушек. Она умеренно удобна, чуть-чуть мешает выступ в центре (под конец штока).


Емкость шпули составляет 150 м мононити №3 (предположительно 0,285 мм) или 270 м плетеной лески №1,5. Ввиду такой большой емкости имеет смысл брать данную модификацию катушки под мононить, а для тонкой плетенки лучше подойдет «2500S» с мелкой шпулей. В японском ассортименте явно не хватает катушки со шпулей промежуточной емкости под плетенку №1–1,2.

Запасной шпули к катушке не полагается — такова особенность внутреннего японского рынка.


Ручка

Ручка (28) точеная, из алюминиевого сплава, ввинчивается в стальную часть вала колеса главной пары. На винте нарезано две резьбы, поэтому другой винт для перестановки ручки с одной стороны на другую, как у «Сефии», здесь не требуется. Масса ручки у «Рарениума» 32 г, против 27 г у «Сефии» (там ручка полая). Длина плеча такая же — 50 мм.

Фишка (29) T-образная, из пластмассы, не скользит, но и не липнет к пальцам. У модификации «2500S» используется маленькая фишка из мягкого материала. Вращается фишка на двух шарикоподшипниках 4х7х2,5 (такого же размера шарикоподшипник стоит в ролике лесоукладывателя).


В коробке кроме катушки находится мягкий матерчатый чехол, инструкция, схема и набор шайб для подшпульного узла, с помощью которых регулируется профиль намотки лески.

Впечатления

Катушка «Rarenium CI4 C3000» при одинаковых габаритах и схожести конструкции с катушкой «Sephia CI4 C3000S» весит на 10 граммов больше, но нельзя сказать, что именно за счет дополнительной массы она надежнее и долговечнее. Половина «перевеса» приходится на ручку, которая не полая, как у Сефии, еще пара граммов — на шпулю. Принципиальным же моментом является наличие желтой шестерни (вместо черной алюминиевой) и усиление колеса стальными элементами. Тем не менее, обилие алюминиевых деталей в механизме («бесконечный винт», направляющие, шток) и пластмассовый корпус не позволяют рассматривать «Rarenium» в качестве особо мощной катушки — она не рассчитана на очень большие нагрузки. Это некий промежуточный вариант между максимально облегченной «Сефией» и более стабильными инструментами на базе «Твин Пауэра». Надо отметить, что такая легкая катушка отлично гармонирует с современными легкими спиннинговыми удилищами, на которых тяжелые «тракторы» выглядят, вообще-то, несуразно.

Рассмотренная нами модификация «С3000» благодаря своей глубокой шпуле больше подходит для использования с мононитью. Модификации «1000S» и «C2000S» (170 и 175 г соответственно) интересны для любителей сверхлегкого спиннинга (они вмещают по 100 м трех- или четырехфунтовой мононити, или очень тонкой плетеной лески). Модель 2500S — однозначно под плетеную леску (легкий джиг, мелкие воблеры и блесны). Катушки «4000», «5000» и «6000» рационально применять для средне-легкого спиннинга при необходимости выполнения дальних забросов. Тяжелые упористые приманки и «выкручивание» рыбы им противопоказаны.

Фактическая скорость подмотки у нашего образца составила при заполненной шпуле около 65 см за один оборот ручки (номинально — 72 см). Штатная мононить (0,28 мм) наматывается ровным цилиндром, без провалов.

Ход легкий и плавный, по ощущениям катушка в работе практически не отличается от углепластиковой «Сефии». Поскольку механизм укладки лески у 2500/3000-го размера «Рарениума» идентичен сефиевскому, то его «плетенкопригодность» не вызывает сомнений: она досконально проверена на катушке «Sephia CI4 C3000S».

Будь цена на «Рарениум» погуманнее, он мог бы стать действительно массовой катушкой, стандартной рабочей лошадкой современного спиннингиста — легкой, простой, без излишеств. Впрочем, и при нынешней цене у него неплохие перспективы. Не случайно четыре модификации «Рарениума» (с некоторыми изменениями) включены в европейский каталог «Симано» на 2010 год.




Факты и характеристики:
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Rarenium CI4 C3000»
Номинальная масса: 195 г
Фактическая масса: 201 г
Передаточное число: 5
Шарикоподшипники: 6
Диаметр переднего бортика шпули: 46 мм
Емкость шпули: 150 м №3 (мононить)
Масса шпули: 38 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Малайзия
Мнение редакции: высококачественная легкая катушка, хорошо гармонирующая с легковесными спиннинговыми удилищами.
29.09.2009
Данная статья была представлена на страницах (уже не существующей) интернет-газеты о рыбалке Daily-Fishing. Восстановлена и отреставрирована командой сайта SpinReels.ru по нашим собственным сохраненным архивам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий