31 июля 2017 г.

Обзор катушки Shimano ’09 Ultegra (2009)


Серия катушек Shimano Ultegra’09
С появлением новой «Ультегры» (образца 2009 года) шимановская безынерционная катушка «Biomaster’08» обрела себе долгожданную пару. Вспомним, что «Ультегры» и «Биомастеры» 2005–2006 годов тоже были парными сериями с минимальными внешними различиями, первые — были подешевле, вторые — подороже, а все вместе — эдакий добротный средний класс.

И в новом дуэте «Ультегра 09» внешне так же мало отличается от «Биомастера’08»: очертания корпуса, ротора и шпули совпадают у них почти полностью. Пожалуй, «Ультегра» даже выглядит чуть по строже, поизящнее.

Серия состоит на данный момент из семи разных катушек четырех фактических размеров:
1) «1000», «С2000»;
2) «2500», «С3000»;
3) «4000», «С5000»;
4) «6000PG».



Обращает на себя внимание отсутствие модификаций S с мелкой шпулей. Правда, именно из вариантов S состоит маленькая серия «Ultegra Advance» (2007 год), но то — совсем другая катушка. Помимо же катушек S, размерный ряд новых «ультегр» соответствует ряду новых «биомастеров», в нем, правда, нет 3000-й модификации, но вариант PG есть.



На испытаниях в редакции DF находилась катушка «Ultegra 2500».


Корпус катушки

Корпус (1) катушки отлит из пластмассы, а крышка вместе с лапкой (2) выполнена из алюминиевого сплава и, соответственно, имеет защитное оксидное покрытие. Слева внизу на крышке находится отверстие для «экстренной смазки механизма», закрытое завинчивающейся пластмассовой пробкой; оно открывает доступ к главной передаче. Корпус и крышка у «Ультегры'09» и «Биомастера’08» 2500-го размера идентичны, за исключением цвета лака.



Колесо (3) со внешним диаметром 28 мм (точнее — 27,8 мм) отлито из цинко-алюминиевого сплава заодно с валом, на нем 30 зубьев. Оно имеет маркировку «09UL25», то есть изготовлено специально для данной модели. Дело в том, что у нового «Биомастера» вал из нержавеющей стали, с внутренней резьбой под винт ручки, а здесь внутри вала сохранен четырехгранник, но, как и у старой «Ультегры», применены торцевые зубья (4), устраняющие пресловутый люфт ручки, которым славились многие прежние симановские катушки.



Вал колеса с обеих сторон опирается на закрытые шарикоподшипники (5), слева — 7х13х14, справа — 7х11х3. Наличие шарикоподшипника справа на валу выгодно отличает новую «Ультегру» от старой, у которой установка данного подшипника являлась одним из пунктов стандартного тюнинга.

Бронзовая шестерня (6) с наружным диаметром 9 (точнее — 9,2) мм — шестизаходная, опирается спереди на головной закрытый шарикоподшипник 7х14х5, а сзади — непосредственно на опору, образованную пластмассовым выступом корпуса. Здесь все, как у «Биомастера».

Передаточное число — 5 (симановская традиция…). Свойства передачи обеспечивают довольно мягкий и плавный ход катушки, неплохую тягу, приличный ресурс.

Через пластмассовую паразитную шестерню (7) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»; 8).

Далее через каретку с бегунком (9), опирающуюся на две направляющие в виде металлических стержней (10), движение передается на шток шпули (11).



Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет диаметр 4,5 мм и длину 90 мм. На нем нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба.

Для облегчения хода катушки уменьшена поверхность соприкосновения штока с валом шестерни («Floating Shaft»).



Стопор обратного хода выполнен на основе стандартной симановской обгонной муфты (12) в форме диска, в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами.



Выключатель (13) стопора маленький, находится снизу, у самого ротора, не выступает и не цепляется, но зато и пользоваться им не так удобно.

Механизм защиты от самосброса, как и у большинства других современных симановских катушек, сконструирован с использованием кольца из жесткой пластмассы (14), работает надежно, но лишь до тех пор, пока внутрь не попадет грязь или песок.



Штатный автоматический сброс дужки происходит при заходе толкателя, расположенного в роторе, на пластмассовый клин (15), вставленный в пазы на корпусе и крышке. По всем этим деталям у «Ультегры» — полное совпадение с «Биомастером», как, впрочем, и по ротору.

Ротор

Ротор (16) использован нового типа («SR-3D Rotor»), а новизна в основном заключается в том, что один из рычагов дужки вновь перекочевал внутрь, может быть для уменьшения вероятности захлестывания за него лески, а может быть еще и для того, чтобы маркетологам было о чем писать на страницах каталога, посвященных «революционным разработкам конструкторов». Симановский средний класс постепенно весь переводится на «SR-3D», как при смене поколений существующих серий, так и при запуске новых.




В данном случае ротор отлит из пластмассы, весит нетто 26 г, а в сборе — 51 г. Аналогичный ротор старого типа был легче.

К валу шестерни ротор крепится гайкой на 10 с левой резьбой, стрелочка с подписью «unscrew» напоминает, куда надо двигать ключ при отвинчивании.



Механизм сброса дужки стандартен для современных «Shimano», надежен, работает отлично. Пружина сжатия (17) и толкатель (18) выполнены из стальной проволоки, фиксатор (19) металлический, в отличие от пластикового у более дешевых катушек («Nasci», «Elf»). В новом роторе нет пластмассовых подкладок, которые были у старой «Ультегры».



Дужка (20) выполнена в виде цельного элемента из нержавеющей стали («SR-One-Piece-Bail»), имеет диаметр всего 1,5 мм, к ролику плавно утолщается. Дужка такого же типа применялась уже и на «ультеграх» предыдущего поколения. На сегодняшний день это, без сомнения, одна из лучших в мире конструкций, отлично подходящая для склонных к запутыванию плетеных лесок.



Традиционный выступ (21) на рычаге дужки («S-Arm Cam») также должен препятствовать образованию петель лески.
Ролик (22) лесоукладывателя покрыт нитридом титана, имеет канавку для лески, вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.

Шпуля

Шпуля (23) выполнена согласно новой концепции AR-C из алюминиевого сплава, имеет двухцветное оксидное покрытие.



Несмотря на произведенную изнутри юбки выборку металла (24), шпуля получилась тяжелой (61 г), даже тяжелее, чем у «Биомастера» (57 г). В основном избыточный вес объясняется недостаточной выборкой под юбкой и массивным верхом с новым коническим бортиком, призванным направлять леску в проем шпули.



Жесткого насадного бортика с нитридным покрытием, как у «Биомастера», здесь нет. Внешний диаметр нового конического бортика у шпуль 2500-го размера составляет 46,5 мм, диаметр же намотки лески, разумеется, заметно меньше, потому что до самого края тут мотать нельзя.

На шпуле имеется пластмассовый зажим для лески (25).

В тормозном пакете — три металлических диска и три мягкие прокладки с пропиткой, диаметром 21 мм; это стандартный набор (26).



Гайка (27) тормоза снабжена грязезащитной манжетой, смотрится эффектно (а ля «Биомастер»), но не особенно ухватиста, пальцы могут с нее соскакивать.



Запасной шпули, как и у почти всех внутрияпонских серий, в комплекте поставки нет.

Ручка

Ручка (28) алюминиевая, точеная, при длине плеча 50 мм весит 35 г. У «Биомастера» ручка легче, потому что у нее нет тяжелого четырехгранника, а она ввинчивается в вал колеса. Зацепление с торцевыми зубьями на валу позволяет, однако, и у данной модели избежать неприятного люфта.



Фишка (29) стандартная симановская, имеет удобную форму и мягкую, на ощупь слегка клейкую поверхность.

В коробке кроме катушки находится матерчатый чехол, запасные шайбы для регулировки профиля намотки, инструкция и схема (обе на японском языке).






Впечатления редакции DF

Фактически, мы имеем здесь дело с несколько упрощенным «Биомастером» образца 2008 года. Если абстрагироваться от окраски, то основные отличия будут следующие:
— ручка не ввинчивается в вал, а соединена с ним с помощью четырехгранника (но люфта нет благодаря торцевым зубьям);
— в фишке ручки нет шарикоподшипника;
— шпуля тяжелее, у нее отсутствует насадной бортик с титановым покрытием;
— шток выполнен из нержавеющей стали.




Лишний вес, мало-помалу накапливающийся по пунктам, делает всю катушку заметно тяжелее. Если это для вас не существенно, а разница в цене (довольно ощутимая; на момент подготовки материала — порядка пары-тройки тысяч рублей) играет роль, то можно брать «Ультегру».

В работе она практически не отличается от «Биомастера», разница в ощущениях больше касается конкретных экземпляров.

Надо отметить, что новая «Ультегра» — образец рационального размещения четырех шарикоподшипников: три на валах главной пары и один в ролике. Пятый шарикоподшипник «Биомастера» определен японцами в рукоятку; в «Ультегре» на нем решили сэкономить.





Ход катушки легкий и мягкий, чувствительность довольно высокая. Размер «2500» можно рекомендовать спиннингистам, использующим легкие джиги, не самые упористые воблеры, мелкие и средние вращающиеся и колеблющиеся блесны. Поскольку шпуля глубокая, под плетеную леску нужна подмотка.

Если провести сравнение со старой «Ультегрой» 2500-го размера (поколения 2005 года), то можно вспомнить, что та была легче (265 г), имела насадной бортик с титановым покрытием, стоила дешевле. Но у нее не было шарикоподшипника справа на валу колеса и конического бортика. И часть катушек собиралась в Малайзии. Все течет, все изменяется…





Факты и характеристики:

Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Ultegra 2500»
Номинальная масса: 275 г
Фактическая масса: 281 г
Передаточное число: 5
Шарикоподшипники: 4
Диаметр переднего бортика шпули: 46,5 мм
Емкость шпули: 170 м 0,24 (моно), 320 м №1 (PE)
Масса шпули: 61 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Япония

Данная статья была представлена на страницах (уже не существующей) интернет-газеты о рыбалке Daily-Fishing. Восстановлена и отреставрирована командой сайта SpinReels.ru по нашим собственным сохраненным архивам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий