13 декабря 2017 г.

Обзор катушки Shimano 10 Stella FE (2010)

shimano 10 stella reel
Review Shimano 10 Stella FE (2010) (обзор модели)

Ну кто из мало-мальски подкованных спиннингистов не знает, что такое «Stella»? С самого момента появления у «Shimano, Inc.» этой флагманской серии (начало 90-х годов) производитель, придерживаясь девиза «береги честь смолоду», все новое и лучшее в области безынерционных спиннинговых катушек использовал сначала в очередном поколении «стелл» для создания эталонного имиджевого продукта, а уж потом постепенно спускал по иерархической лестнице вниз, к «твин-пауэрам», «биомастерам» и т.д.
За два десятка лет красивое, запоминающееся название «Стелла» стало прочно ассоциироваться у рыболовов во всем мире с эксклюзивностью и с высшей ступенью качества безынерционных катушек; теперь это обстоятельство немало способствует укреплению марки «Симано» в целом. «Stella stands for one thing - the very best». Как ни парадоксально на первый взгляд, но именно в небогатых странах, освоение рынков которых сегодня как раз стоит на очереди, наибольший интерес рыболовы проявляют именно к «стеллам»! 


Главный симановский конкурент - «Daiwa Seiko, Inc.», ныне «Globeride, Inc.», - не может похвастаться ничем подобным. Сначала понятие флагманской «Дайвы» размывалось трехуровневой (Z, X, S) структурой семейств «Tournament» и «Team Daiwa», потом - парой «Exist - Saltiga» с дыркой посередине. Из всех названий только «Солтига» может с грехом пополам тягаться со «Стеллой» по звучности, но, во-первых, из катушек это имя носили только тяжелые морские модели, а во-вторых, оно было дискредитировано самой «Дайвой», которая использовала его везде, где надо и не надо, в том числе для упрощенных и удешевленных моделей катушек, а также для удилищ и аксессуаров (последнее относится и к марке «Exist»), выдаивая его буквально до последней капли. Другой важный аспект: применительно к «стеллам» для «Симано» не существует понятия «экономия», а «Дайва» экономит даже на флагманских моделях.


Начиная с поколения 2007 года, «стеллы» без каких-либо оговорок и ограничений подходят для всех видов легкого и среднего пресноводного спиннинга с использованием плетеных лесок, в том числе для джига и для рывковой проводки воблеров (т.н. твичинг). В принципе, уже «стеллы» 2004 года отлично справляются с плетенками, а к моделям «07 Stella», получившим шпулю AR-C и несколько измененный алгоритм раскладки лески, вообще уже трудно придраться как по эксплуатационным характеристикам, так и по дизайну. Нарекания вызывало разве что отсутствие шарикоподшипника в задней опоре шестерни главной пары да некоторые режущие глаз штрихи дизайна (декоративные проточки на юбке шпули, своеобразная гайка шпули). Все это было, однако, исправлено в поколении 2010 года. Десятые «стеллы» - однозначно лучшие из когда-либо выпускавшихся серийно «стелл», а по мнению многих рыболовов - вообще лучшие в мире серийные безынерционные катушки для легкого и среднего спиннинга.



В 2010 году «Симано» представила новую концепцию X-SHIP («Extra Smooth & High Power») в качестве смены предыдущей концепции «Super SHIP». Внятное и четкое определение материальных составляющих X-SHIP отсутствует. Старая песня, и понятная, ведь избегать называть вещи своими именами - одна из священных заповедей маркетологов, которую им вдалбливают с пеленок!


В британском каталоге «Симано» в связи с X-SHIP написан бред, видимо в расчете на дурачков-европейцев: «The pinion gear is supported at both ends by S-ARB bearings. This gives a super smooth operation. A larger diameter drive gear transmits more power to the pinion gear. The result is smoother and higher powered retrieve».

Картинки по запросу shimano x ship

Во-первых, добавление шарикоподшипника в заднюю опору малой шестерни главной пары не прибавляет само по себе «гладкости» в работе - того, что обычно понимается под «smooth». Попробуйте заменить в этом месте шарикоподшипником пластиковую втулку в какой-нибудь модели, где это возможно. Ход станет жестче, потребуется точная регулировка взаимного положения шестерен, хотя «катиться» катушка будет лучше, и вхолостую, и - особенно - под нагрузкой.

Во-вторых, колесо большего диаметра само по себе вовсе не «передает больше силы шестерне».

Для японских рыболовов симановцы понаписали про X-SHIP много всего, зато и воды там хоть отбавляй. Составители японских каталогов бьют все рекорды многословия, умудряясь при этом писать, вроде бы, по делу, но как-то ничего толком-то и не сказать.

Из информации, предназначенной для потребителя, можно сделать вывод, что X-SHIP направлена на улучшение легкости хода и того, что у нас любят называть «тягой», и применительно к безынерционным катушкам предполагает:
1) использование (в главной паре) колес большего, чем ранее, диаметра;
2) уменьшение гипоидного смещения осей (при этом так или иначе изменяется геометрия зубьев);
3) установка шарикоподшипника в качестве задней опоры шестерни (малой шестерни ГП).

Картинки по запросу shimano x ship 10 stella

Концепция X-SHIP для начала была применена во флагманских моделях безынерционных катушек - среди спиннинговых моделей это новая «Stella», среди моделей с рычажным тормозом (BB-X) - новый «BB-X Technium Mg», по классу и цене соответствующий «стеллам». В сезоне 2011 года X-SHIP распространили на новые «твин-пауэры» и «биомастеры», а позднее и на американские «Sustain FG» и «Stradic FJ» (правда, это уже, скорее, катушки следующего сезона).

Картинки по запросу shimano x ship 10 stella

Рекламируя «стеллы» образца 2010 года и воплощенную в них концепцию X-SHIP, японцы делают упор на то, что стабильность и легкость вращения с минимальными потерями на трение позволяет эффективно использовать катушки с большим передаточным числом, от 6 и выше (модификации HG и XG), которые особенно рекомендуются для ловли форели в реках, басса в озерах и водохранилищах, морской рыбы с берега и скал. Действительно, даже скоростные «стеллы» обладают внушительной «тягой» - качеством, о котором всегда так беспокоятся отечественные «джигиты».

Серия «10 Stella» состоит из 17 «японских домашних моделей» (JDM), относящимся к четырем основным размерам:
1) 1000S; 1000PGS; C2000S; C2000HGS;
2) 2000; C2500HGS;
3) 2500; 2500S; 2500HGS; C3000; C3000S; C3000SDH; C3000HG;
4) 3000HG; 4000; 4000S; 4000XG.

S = Shallow Spool (мелкая шпуля); PG = Power Gear (мощная передача); HG = High Gear (высокая передача, в данном случае 6); XG = Extra High Gear (особо высокая передача, в данном случае 6,2); С = Compact Body (катушка в корпусе меньшего размера, чем ей было бы положено по цифровому индексу). Внешне скоростные модели отличаются золотистым анодированием ручки и гайки тормоза.

Картинки по запросу shimano 10 stella

Экспортный вариант десятой «стеллы» называется «Stella FE» и предлагается следующих видов:
1000FE (передаточное число 5);
2500FE (5,2); 2500FE (6, для Америки); 3000FE (6; это аналог C3000HG);
4000SFE (5,2); 4000FE (6,2, для Америки, это аналог 4000XG).

«Tackle Tour» что-то очень уж долго ­- почти год - тянул со своим обзором американской FE; он вышел 29 мая 2011 года и, как обычно, получился веселеньким. Команда TT была, дескать, весьма удивлена, когда на выставке ICAST в 2010 году «Симано» продемонстрировала новую «Стеллу» - так мало времени прошло после FD, что американцы не успели оглянуться (как будто никто ничего не слышал ни о премьере «10 Stella» в Японии, ни о подготовке экспортной модификации FE, ни, наконец, о трехлетнем цикле стелловских поколений). Автору обзора не понравилась шпуля FE (недостаточно агрессивно выглядит, у FD была агрессивнее!). Он убежден, что у «FE крайне высокая тяга благодаря добавлению двух подшипников вдоль штока, соединяющего шпулю с катушкой». Или: «Первое, что мы сделали в лаборатории со «Стеллой 3000FE», это проверили ролик лесоукладывателя. Мы вполне ожидали, что ролик у такой катушки будет стоять на шарикоподшипнике. Однако мы были слегка удивлены, что в ролике «Стеллы 3000FE оказалось два шарикоподшипника». В общем, если есть охота посмеяться, то можно найти этот бред на сайте «Tackle Tour». А заодно и посмотреть видеоролик, где Стеллу-катушку представляет Стелла-фотомодель (катушка куда симпатичнее).

Мы же сегодня подробно рассмотрим устройство «настоящей десятки» (JDM), а именно - «10 Stella 4000». Этот размер можно считать универсальным для легкого и среднего спиннинга в Центральной России, где наш экземпляр пока что и несет свою службу.

shimano 10 stella 4000 diagram




Корпус

Корпус (1) и крышка (2) изготовлены из легкого и прочного магниевого сплава («Симано» громко называет его «Super Mg»), имеют прочное защитное антикоррозийное покрытие. Снаружи лак типа «металлик» весьма устойчив к механическим повреждениям, и при соблюдении рыболовом элементарной аккуратности катушка долго не царапается, сохраняя первоначальный вид. Маркировка на корпусе и на крышке - 10S40 («10 Stella 4000»).

shimano 10 stella body

В крышке предусмотрено отверстие для экстренной смазки внутренних механизмов (Maintenance Port), закрытое металлической крышкой (3) с резьбой и защитным кольцом. Про отверстие это лучше забыть; при профессиональном техобслуживании катушки так или иначе будет сниматься крышка, а дилетантские манипуляции с разными смазками скорее навредят катушке, чем помогут. Показательна рекомендация на американском сайте «Симано» (во всплывающем окне «Maintenance Port») проконсультироваться с отделом обслуживания клиентов, прежде чем пользоваться пресловутой «дыркой»: дескать, многие смазочные материалы содержат очищающие и обезжиривающие компоненты, которые могут смыть заводскую смазку с механизмов катушки.

Чтобы закончить с крышкой, отметим подковообразную детальку (4) из мягкой пластмассы, призванную защищать внутренние механизмы катушки от наружной грязи и склонную перекашиваться или даже попадать куда-нибудь на шестерни ГП, когда вы закрываете крышку, а также штифты (5), позволяющие точно совместить крышку с корпусом.

shimano10 stella cover

Колесо (6) главной пары выполнено методом холодной обработки давлением (cold forging), из высококачественного дюралюминия, имеет особо прочное золотистое покрытие. Внешний диаметр колеса - 31 мм (это почти на два миллиметра больше, чем у ноль седьмой того же размера), на нем 31 зуб. На валу справа - коронка из нержавейки. В опоре слева - защищенный закрытый шарикоподшипник «RS A-RB» 7x13x4 (7), справа - закрытый «S A-RB» 7x11x3. Внутри вала нарезаны две разные резьбы под универсальный винт ручки. У ноль седьмой были два сменных винта. В переходе к одному универсальному винту можно видеть признак некоторого общего ослабления конструкции, хотя и незначительного.

По сравнению с главной парой прошлого поколения, здесь изменилась геометрия зубьев, уменьшено гипоидное смещение осей.

shimano 10 stella gears

Шестерня (8) главной пары нарезная, из желтого сплава, шестизаходная. Спереди в опоре - защищенный закрытый шарикоподшипник «RS A-RB» 7х14х5, сзади - «S A-RB» 6х10х3 (9). Вот этот последний - как раз тот, которого так долго ждали рыболовы и который является воплощением концепции X-SHIP.

shimano 10 stella inside

Передаточное число - 31:6=5,16 (у модели предыдущего поколения было 29:6=4,83).

Через металлическую паразитку (10) приводится в движение кулачковый вал. «Бесконечный винт» (11) здесь алюминиевый, как и шток (14); оба снабжены специальным покрытием. Шток имеет длину 103 мм и диаметр 4,5 мм. На «бесконечнике» с обеих сторон стоит по шарикоподшипнику «S AR-B» 3x6x2,5 (чтобы не повторяться, отметим, что в данной катушке все «шарики» закрытые). Каретка (12) с бегунком ходит по двум алюминиевым направляющим (13).

На штоке расположен подшпульный узел (15) с шарикоподшипником «S AR-B» 8x16x5, зубчатым колесиком, составляющим часть трещотки (работающей при вращении шпули), и шайбами, регулирующими положение шпули на штоке (и, соответственно, влияющими на профиль намотки лески).

shimano 10 stella without spool

Стопор обратного хода выполнен на основе обгонной муфты (16), которая, как и у многих других дорогих симановских моделей, размещена в особом отсеке корпуса, защищенном от попадания грязи и воды. В муфте мы видим шесть коротких стальных роликов, прижимаемых стальными пружинками. Надежный, проверенный временем механизм.

shimano_10_stella_10

Выключатель (17) стопора обратного хода традиционный, маленький, расположен на корпусе внизу, рядом с ротором, не очень удобен в использовании. Механизм предотвращения самосброса дужки лесоукладывателя выполнен на основе зубчатого кольца (18) из полумягкой пластмассы. При открытии дужки толкатель попадает в промежуток между зубьями этого кольца и двигает кольцо вслед за ротором. Вследствие трения кольца о корпус создается эффект торможения ротора, толкатель дужки не доходит до критической точки, и она не сбрасывается. В принципе, толкатель может попадать и на сам зуб, а не в промежуток; тогда он должен соскальзывать по наклонной поверхности зуба вниз, но рука, открывающая дужку, чувствует это.

Штатный сброс дужки лесоукладывателя происходит при заходе толкателя на пластмассовый клин (19), вставленный между корпусом и крышкой. Все это повторяет решения, использованные в ноль седьмой «Стелле», ничего нового в этом нет.

shimano 10 stella review



Ротор

Ротор выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава («Power AL»), весит в сборе 61 г. После многолетнего флирта с «внутренним» рычагом, у этой «Стеллы» симановцы наконец-то вернулись к классической форме, когда оба рычага дужки находятся снаружи «рогов» ротора. Вышло очень изящно (20).

shimano 10 stella rotor

В остальном ротор имеет типично стелловские черты. Поскольку ход шпули у «стелл» традиционно больше, чем у «обычных» симановских катушек, «рога» ротора и рычаги дужки лесоукладывателя имеют характерную вытянутую форму. Ну, вообще-то, и не только поэтому. Должен же флагман выделяться!

shimano 10 stella rotor with bail


Кроме того, снизу ротор прикрыт своеобразной юбкой (21) из металлизированной пластмассы, держащейся на защелках. Такого же типа роторы используются, кстати, на некоторых других дорогих моделях «Симано» ( «Twin Power SW», «BB-X Technium Mg»).

shimano 10 stella rotor inside

К валу шестерни главной пары ротор крепится гайкой на 12 (22) с левой резьбой, находящейся под пластмассовой крышкой и, кроме того, защищенной манжетой (23). Внутри гайки находится шарикоподшипник.

shimano 10 stella nut

Механизм сброса и фиксации дужки лесоукладывателя стандартен. Он смонтирован с одной стороны ротора и включает пружину сжатия (24), проволочный толкатель (25) и подпружиненный металлический фиксатор (26).

shimano '10 stella rotor

Дужка (27) лесоукладывателя здесь стоит типа SR, из нержавейки, в дорогом исполнении.

shimano 10 stella bail

Ролик (28) лесоукладывателя имеет покрытие из алмазоподобного углерода (DLC, diamond-like carbon). Такие покрытия отличаются высочайшей жесткостью, износостойкостью и гладкостью - именно то, что и нужно ролику. Ролики с покрытием DLC «Симано» ставит на некоторые из новых дорогих моделей катушек, причем в ряде случаев это покрытие играет, по-видимому, еще и декоративную роль. Так, темный, почти черный ролик DLC очень хорошо гармонирует с черно-серебристой гаммой катушек «Shimano Excence».

Ролик вращается на двух защищенных закрытых шарикоподшипниках «RS A-RB» 4x7x2,5. В рычаге предусмотрено отверстие (29) для смазки узла ролика.

shimano 10 stella line roller



Шпуля

Катушка укомплектована легкой шпулей типа «AR-C Light Spool». Шпуля выполнена из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением с последующей механической обработкой. Масса шпули - 48 г. Стелловские четырехтысячные шпули традиционно имеют несколько меньший, чем у других моделей, диаметр (49 мм по верхнему краю бортика), зато более широкий лесопроем (около 20 мм вместо 18 мм; это обеспечивается увеличенным как раз на 2 мм - до 19 мм - ходом штока).

Жесткий насадной конический (AR-C) бортик (30) имеет нитридное покрытие. Шпуля подвергнута двухцветному декоративному анодированию. На юбке имеется пластмассовый зажим (31) для лески с пластмассовой же подкладкой. Ниже в пять рядов выполнены мелкие отверстия двух диаметров, расточенные и декоративно оформленные (32). Кроме того, по верхнему и нижнему краю юбки проточен декоративный поясок (33). В целом, шпуля выглядит очень симпатично, даже элегантно.

shimano 10 stella spool

Под юбкой шпули произведена выборка всего лишнего металла (34), при этом сформированы ребра жесткости (35). Здесь же находится часть механизма трещотки, работающей при вращении шпули (36), и посадочное место (37) под шарикоподшипник подшпульного узла. Все это стандартные решения в рамках симановских концепций «AR-C Light Spool» и «Rigid Support Drag».

shimano 10 stella spool inside

Тормозные диски с большим центральным отверстием расположены вокруг полого цилиндрического выступа (38), внутри которого находится шарикоподшипник «S A-RB» 6x10x3 (39); этот шарикоподшипник садится на подшпульный узел на штоке, в котором, в свою очередь, тоже стоит «шарик», побольше, заходящий в «стакан» под юбкой шпули. При такой конструкции, которая у «Симано» и называется «Rigid Support Drag», шпуля вращается очень ровно и плавно даже под большой нагрузкой.

shimano ar-c light spool

Тормозной пакет состоит из трех алюминиевых дисков и трех мягких прокладок. По данным производителя, рабочее тормозное усилие составляет 7 кг, максимальное - 11 кг.

shimano 10 stella drag discs

Регулировочная гайка (40) тормоза имеет защитную манжету, плотно прилегающую к шпуле, ухватиста, удобна. Декоративные отверстия на ней имеют свойство со временем накапливать мелкую грязь.

shimano 10 stella drag knob

Конструктивно шпуля практически идентична шпуле предыдущего поколения («07 Stella») и взаимозаменяема со всеми шпулями для ноль седьмых «стелл» соответствующего размера, шпулями «TP SW 4000» и юмэевскими тюнинговыми шпулями данного типа (S-3). Специально для этой катушки предлагаются тюнинговые шпули «PE2-20» и «Yumeya 4000SS», предназначенные для плетеной лески (200 м #2 и 150 м #1 соответственно), а также тюнинговая гайка тормоза.

shimano 10 stella tuning

Номинальная емкость штатной шпули - 270 м плетеной лески #2 или 150 м нейлоновой мононити #4 (0,33 мм). По правилам, на шпулю типа AR-C леска наматывается только до нижнего края конического участка, в данном случае - до нижнего края жесткого насадного бортика, а не до верхнего края. А стелловские шпули вообще имеют меньший диаметр, чем обычные. Поэтому рабочий диаметр шпули составляет что-то около 45 мм - фактически, это рабочий диаметр 2500-й «не-AR-C» шпули.

Запасной шпули в комплекте поставки, конечно, нет.


Ручка

Ручка (41) катушки - из алюминиевого сплава, точеная, пустотелая, при рабочем плече 55 мм весит всего 28 г (это очень мало). Ручки скоростных моделей отличаются золотистым анодированием.

В отличие от модели предыдущего поколения, здесь стоит универсальный винт, на котором нарезаны две резьбы разного диаметра и направления (42). Это позволяет переставлять ручку слева направо и наоборот, не заменяя винта. Такое решение является, в то же время, некоторым ослаблением конструкции. На винте находится манжета, предотвращающая проникновение воды и грязи внутрь катушки.

Форма рукоятки (43) здесь не такая, как у 4000-го размера ноль седьмой «Стеллы». Эта рукоятка, на наш взгляд, удобнее, эргономичнее. Пластмассовое покрытие не скользкое, но и не липкое, приятное на ощупь, шершавое, практичное в работе, в том числе при захвате мокрыми пальцами. Вращается рукоятка на двух шарикоподшипниках «S A-RB» 4х7х2,5.

shimano 10 stella handle

Новая «Стелла» поставляется в солидной картонной коробке, черной, с тиснением.

shimano 10 stella box

Кроме самой катушки, в коробке находится схема, инструкция, регулировочные шайбы в подшпульный узел, а также роскошный полужесткий чехол.

shimano 10 stella case


Впечатления

Есть ли смысл менять ноль седьмую «Стеллу» на десятую? Безусловно, есть! Понять, что симановский флагман стал намного лучше, очень просто, и для этого не нужна маркетологическая лапша. Достаточно выйти с «десяткой» на рыбалку, и все сразу станет ясно. Эта катушка вызывает ощущение стабильности. По впечатлениям она поразительно «тяговита», одинаково ровно и уверенно крутится вхолостую, на проводке и на вываживании рыбы, а в случае чего позволяет и как следует «нажать на педаль», хоть по концепции это и не «силовая» катушка. Некоторое облегчение и ослабление конструкции по сравнению с предыдущим поколением не играет никакой роли в типичной практике среднего пресноводного спиннинга, прочности здесь хватает вполне. «10 Стелла» одинаково уместна на Москве-реке при ловле судачков и бершиков - и на Нижней Волге, где нередок крупный хищник; на джиговой и на твичинговой снасти.

shimano 10 stella in action

Эта ее «стабильность», несомненно, связана с системой X-SHIP, о которой мы говорили выше. Пара стоит на месте «железно», катушка кажется монолитом.

shimano 10 stella en face

Но есть тут и обратная сторона: наличие полного комплекта шарикоподшипников на валах главной пары требует особенно точной регулировки взаимного положения шестерен; иногда работа такой пары может вызывать у рыболова характерные, трудно поддающиеся описанию ощущения.

shimano 10 stella 4000

Никаких проблем с намоткой лески, ее укладкой на шпулю при проводке, в том числе рывковой, и сходом со шпули при забросе у нашей десятой не возникло, как не возникало и у седьмой. Штатная леска легла идеально ровным конусом, регулировать положение шпули не пришлось: в подшпульнике остались две шайбы по 0,5 мм, которые туда поставили еще на заводе.

shimano 10 stella filled spool

Следует отметить один момент, общий для симановских катушек «made in Japan» последних лет. Смазки внутри, как правило, немного. В некоторых экземплярах ее, на наш взгляд, маловато. Тем, кто любит, чтобы смазки было побольше, стоит сразу после покупки катушки отдать ее для разборки и смазки хорошему мастеру. Если рыболов сам специалист по этой части, пусть и любитель, а не профессионал, он может, разумеется, сделать это самостоятельно. Но без соответствующего опыта катушку лучше не разбирать.

shimano 2010 stella 4000

Подводя итог, можно сказать, что новая «Стелла» очень понравилась нам (и не только нам) своими рабочими качествами - симановцы сделали заметный шаг вперед. Ну, а то обстоятельство, что десятая выглядит много изящнее седьмой, можно уже считать «бонусом». Это не главное, но все равно приятно.



Факты и характеристики:
Фирма: «Shimano, Inc.» (Япония)
Модель: «10 Stella 4000»
Номинальная масса: 260 г
Фактическая масса: 265 г
Передаточное число: 5,16
Шарикоподшипники: 14
Диаметр переднего бортика шпули: 49 мм
Емкость шпули: 150 м 0,33 мм
Масса шпули: 48 г
Длина плеча ручки: 55 мм
Страна производства: Япония
Мнение: на сегодняшний день одна из лучших в мире безынерционных катушек для среднего и средне-легкого спиннинга (если не самая лучшая).
25.07.2011

Данная статья была представлена на страницах (уже не существующей) интернет-газеты о рыбалке Daily-Fishing. Восстановлена и отреставрирована командой сайта SpinReels.ru по нашим собственным сохраненным архивам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий